Белоруссии потенциально грозит пакистанский миграционный кризис - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.04.2025 |

Белоруссии потенциально грозит пакистанский миграционный кризис

Озвученные 11 апреля Александром Лукашенко планы по массовому привлечению трудовых мигрантов из Пакистана в обозримой перспективе могут привести к миграционному кризису. О реальности этой угрозы свидетельствуют прошлогодние события в Киргизии, массово принимающей мигрантов из стран Южной Азии.

Про привлечение пакистанских мигрантов А. Лукашенко заявил в ходе официального визита в Минск премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа. По словам белорусского лидера, в ближайшее время в страну «…будут направлены специалисты разных отраслей. Тех отраслей, о которых мы попросим. И руководство Пакистана поможет нам подобрать таких людей. Пусть это будет 100 тысяч, может быть, 120-150 тысяч этих специалистов. Мы готовы принять их в Беларуси и создать им необходимые условия для работы».

Заявленные президентом цифры очень серьезны. На 1 января 2025 г. в Белоруссии, по данным Национального статкомитета, проживали 9 млн 109,3 тыс. чел. В качестве трудовых мигрантов из Пакистана планируется завезти 1,1-1,6% от общей численности населения республики. То есть на 1000 местных жителей будет приходиться от 11 до 16 пакистанцев. Поскольку работать они будут в определенных локациях, их территориальная концентрация будет еще выше, а эффект от появления большого количества инокультурных мигрантов – еще более рельефным.

Пакистанской стороной эта инициатива была воспринята «с большим энтузиазмом». Ш. Шариф расценил ее как «…настоящий подарок, который я везу с собой из Беларуси, дорогой подарок от моего брата Александра Лукашенко». В контексте той демографической ситуации, которая складывается в Пакистане, радость его премьер-министра удивления не вызывает. Страна переживает беспрецедентный демографический взрыв, а емкость его внутреннего рынка труда обеспечить собственное население работой не позволяет. На 1 января этого года численность населения Пакистана достигла 255 млн чел., что в полтора раза больше населения России. Плотность населения – 331 чел. на квадратный километр, что в 40 с лишним раз больше, чем в РФ, а ежегодный прирост – 1,66%. Уровень безработицы в последние годы составляет около 5-6%, что оставляет мало шансов на решение этой проблемы за счет внутренних ресурсов. Не случайно пакистанцы на переговорах заверили белорусскую сторону, что все их специалисты имеют прекрасную подготовку, «они трудолюбивы, у них есть навыки, семьи, которые надо поддерживать».

В Белоруссии демографическая ситуация развивается в прямо противоположном направлении. С 2020 г., когда в Минске начались массовые протесты против переизбрания главой государства А. Лукашенко («Беломайдан»), до начала 2024 г. население республики, согласно официальным данным «Белстата», сократились с 9 млн 410 тыс. до 9 млн 155 тыс. чел. За четыре года оно уменьшилось более чем на четверть миллиона, или на 2,7% по отношению к началу 2020 г. За прошлый год численность населения сократилась еще на 46,7 тыс., что довело итоговую убыль за пятилетие до 300 тыс. чел.

Причина этого заключается не только в массовой эмиграции, наблюдавшейся после «Беломайдана», но и в естественной убыли населения. В последние годы «Белстат» фиксирует рекордно низкую рождаемость и высокую смертность. Так, по итогам прошлого года рождаемость в Белоруссии составила 6,8 случая на 1000 населения, что на 20% ниже, даже чем в 1943 г. (8,6 рождения), когда большая часть территории республики находилась в немецкой оккупации. Причем возможности компенсировать это падение за счет стимулирования притока соотечественников Белоруссия в отличие от России не имеет.

Однако, решив проблему дефицита рабочей силы за счет пакистанцев, Белоруссия создаст себе гораздо более острую проблему, с которой не так давно столкнулась другая страна СНГ – Киргизия. В последние годы она, сама массово отправляя мигрантов на работу за рубеж, столкнулась с большим притоком выходцев из стран Южной Азии – Индии, Пакистана и Бангладеш. Основных каналов для въезда в Киргизию у них два – как студенты и как трудовые мигранты, многие из которых работают нелегально. Привлечение иностранных студентов было сознательной стратегией киргизских властей и вузов, рассчитывавших на доходы от платы за обучение. Большинство из приезжих осваивали медицинские специальности. За три учебных года – с 2017/2018 по 2021/2022 – число студентов из стран дальнего зарубежья, обучавшихся в вузах КР, выросло втрое – с 8 до 24 тыс. чел., а удельный вес пакистанцев среди них за пять лет увеличился почти в пять раз – с 6,5 до 31,8%.

В последние годы Киргизия неожиданно оказалась мировым лидером по численности иностранных студентов. В 2024-2025 учебном году в киргизских вузах обучалось 85 тысяч иностранцев, что втрое превышало аналогичный показатель в соседнем Казахстане (28,5 тыс.). В республике с населением 7,2 млн чел. работают 78 вузов, в том числе 50 частных. На одного иностранного студента в Киргизии приходится 85 местных жителей, тогда как в Казахстане – 710, а в России – 411. Причем численность иностранных студентов в республике быстро растет. Еще в 2022/2023 гг. их насчитывалось 71,7 тыс. Большинство иностранной студенческой «диаспоры» составляли выходцы из Узбекистана (40,3 тыс.), за которым следовала Индия (15,3 тыс.) и Пакистан (8,4 тыс.). Причем за десять предшествующих лет число студентов из Индии увеличилось сразу в 13,5 раза (с 1,1 до 13,5 тыс.).

Помимо учебы выходцы из Южной Азии начали массово приезжать в Киргизию и как трудовые мигранты. Спрос на них предъявляла местная швейная промышленность, которая в условиях введенных против России санкций заметно увеличила объемы производства и экспорта. Уровень зарплат, которые предлагали киргизские швейные предприятия, был гораздо выше, чем в Индии, Пакистане и Бангладеш, но местное население он уже не привлекал. Большинство трудовых мигрантов из Южной Азии по-видимому работали в Киргизии нелегально. На 2023 г. МВД Киргизии было выдано 2,6 тыс. разрешений на работу гражданам Пакистана, 2,5 тыс. – Бангладеш и 1,7 тыс. – Индии. При этом после прошлогодних беспорядков в республике закрылись 64 швейных цеха, в которых работали выходцы из стран Южной Азии. В одном из таких цехов работало 20 мигрантов, а после беспорядков остался всего один.

В апреле-мае 2024 г. МВД Киргизии в ходе проверочных мероприятий за день выявляло по 20-30 нелегальных мигрантов, главным образом жителей Пакистана и Бангладеш. Более 1,5 тыс. пакистанцев и 1 тыс. бангладешцев в ходе этих мероприятий были выдворены из страны, но при этом численность оставшихся нелегалов оценивалась в 5 тыс. чел. Согласно данным, озвученным в конце мая 2024 г. на заседании комитета Жогорку Кенеша (парламента) заместителем министра иностранных дел А. Имангазиевым, в стране находились 11 тыс. индийцев и 12 тысяч 970 пакистанцев, среди которых были как студенты, так и трудовые мигранты. Причем нелегальные мигранты в эту цифру, судя по всему, не попали.

Тем не менее того числа мигрантов, которые уже находились в Киргизии, оказалось достаточно, что спровоцировать массовые беспорядки. В ночь на 13 мая 2024 г. между иностранными студентами и местными жителями произошла драка, по итогам которой были задержаны четверо иностранцев и двое местных. 17 мая видео с дракой появилось в сети, и вечером того же дня в Бишкеке собралась толпа из нескольких сот местных жителей, которые перекрыли две улицы, начали бить стекла и ворвались в студенческое общежитие, где проживали студенты из Южной Азии. Кроме того, рано утром 18 мая несколько десятков человек пришли в цех, где работали граждане Индии, Бангладеш и Пакистана, и устроили там погром, ограбив и избив иностранцев. В результате 14 из них получили травмы, а трое были госпитализированы. По итогам всех этих событий за медицинской помощью, по данным Минздрава, обратился 41 чел.

Есть все основания полагать, что Белоруссию с началом массовой трудовой миграции из Пакистана ожидает похожий сценарий. Тем более что мигрантов она планирует завезти гораздо больше, чем на момент начала беспорядков проживало в Киргизии. Поправку, конечно, можно сделать на более спокойный характер и менталитет местного населения, но, как показывает опыт среднеазиатской иммиграции в Россию, эти обстоятельства способны лишь отсрочить наступление миграционного кризиса, а не предотвратить его.

Принимая доклад о развитии районов Гомельской области, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, президент Беларуси Александр Лукашенко затронул ряд тем. В их числе – вопрос, возникший на пространстве интернета, о привлечении трудовых мигрантов, в том числе из Пакистана. Белорусский лидер рассказал, что пакистанские партнеры «обратились по поводу трудовых ресурсов, которые у них в избытке, а у нас не хватает». Поэтому Беларуси придется в ближайшем будущем согласиться на то, что в стране «будут работать люди из других стран. И прежде всего стран азиатских».

Президент предупредил сомневающуюся часть общества, что «если кто-то боится иностранцев, надо работать тогда за троих, хотя бы за двоих. И мы в ближайшие 10-15 лет вообще не будем говорить о дефиците трудовых ресурсов». И задал уточняющий вопрос: «Хотим мы этого? Не очень. Я говорю непопулярно, но откровенно».

Поэтому, констатировал президент, «если мы хотим сохранить свою страну, сохранить наш народ, быть суверенными, независимыми… если мы хотим работать, управлять процессами, никакого страха нет, что к нам приедут мигранты из других стран».

При этом А. Лукашенко отметил, что мигранты из разных стран должны быть рассредоточены по территории страны, а акцент будет делаться на приглашении приезжать сразу семьями.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
734
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика